Поздравляем с началом Успенского поста

14 августа у православных христиан начинается Успенский пост. Он установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, по 27 августа включительно.
Первые упоминания об Успенском посте в письменных источниках датируются 450 г. В беседе святителя Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост.

Начинается Успенский пост с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», что обозначает просто крестный ход. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас) .

19 августа (6 августа по ст. стилю) отмчается праздник Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки ( до праздника Преображения Церковь рекомендует воздерживаться от этих плодов) . Заканчивается пост праздником Успения Божьей Матери 28 августа (15 августа по ст. стилю) .

Успенским постом Церковь призывает верующих к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг ‑ «с варением пищи, но без елея», то есть горячая пища без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей, т. е. пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня разрешается рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в пищу обязательно входили плоды нового урожая.

Пост телесный тесно соединяется с постом духовным. Если в посте телесном предусмотрено воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, то в посте духовном ‑ воздержание от всякого рода развлечений. В императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Как писал Праведный Иоанн Кронштадтский: «У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим‑то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным».

Комментарии закрыты.